Маленький инопланетянин или своеобразие эмоций нашего малыша.
Все мы, мамы и папы очень любим своих детей. Это, безусловно, это не подлежит сомнению. Но только почему же нам бывает иногда так трудно с нашим сладкими и дорогими малышами?
Почему особенная любовь к детке часто ощущается когда она сладко спит? (как в народе говорят «зубами к стенке»)
Мы очень любим наших малышей, но нам с ними трудно.
Это просто и объяснимо, только если сказать себе, что они другие.
В чем же это отличие?
Как ни парадоксально, но наши детки очень отличаются от нас по проявлениям эмоций. Они в своем роде инопланетяне.
Они прилетели из каких-то неведомых краев, где не знают о времени. Они уверенны до определенного возраста, что если мама скрылась из виду, то она вообще пропала, исчезла, потерялась, и поэтому надо плакать.
В тех краях, откуда они родом, не знают слов «нельзя» и «надо» – и требуется немалое время, чтобы им эти понятия растолковать и усвоить.
Можно долго перечислять отличия, но сегодня нам хотелось бы поговорить о том, как и чем различаются наши эмоции.
Первое, и, на мой взгляд, самое важное отличие в том, что до тех пор, пока ребенку не исполнится 3-3,5 года, в его нервной системе процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. То есть в любой ситуации вашему малышу гораздо легче перевозбудиться, чем успокоиться.
И имейте в виду, что это качество есть у детишек всех темпераментов – и у будущих флегматиков (правда, они и в детстве чуть спокойней), и у сангвиников, и у меланхоликов (их расстройства чаще выражаются не криком, а нытьем, изводящим родительскую душу, и слезами), я уж не говорю про маленьких холериков: они в первые три года могут задать родителям такого жара, что те еще несколько лет будут с ужасом вспоминать «радости материнства и отцовства» и «маленьких ангелочков».
Так вот, все дети до 3,5 лет легко возбудимы и крайне чувствительны к переутомлению.
В народе говорят «подрос и успокоился». Действительно, к волшебным трем годам часто и сон налаживается, и плача с криком по любому поводу в доме становится меньше – ребенок вырос. Но три года – это большой срок. И неправильными реакциями на детскую эмоциональность можно много дров наломать.
Мы, современные мамы, часто очень хорошо подкованы в плане правильного питания малыша, а также всевозможных развивающих методик. Мы сами старательно учились в школах и институтах и очень настроены на то, чтобы ребенка развивать и обучать.
Но нас нигде не учили тому, что прежде чем мы сможем чему-нибудь обучить нашу кроху, нам нужно стать большими мастерами по утешению, утишению, убаюкиванию и успокоению младенцев.
Научиться в любой ситуации не задумываясь отвечать на вопрос: «Ребенок плачет – как его утешить».
О том, что утешение – один из главных материнских навыков, издавна знала народная педагогика. В фольклоре любого народа имеется огромный пласт колыбельных – чтобы малыша убаюкать; потешек – чтобы развлечь ребенка, которому грустно; прибауток и небылиц – чтобы заговорить зубы раскапризничившейся крохе. Я не говорю про сказки, которые сказывались всегда и везде, когда ребенка надо было занять и переключить внимание. Психологи и педагоги считают, что лучших способов для успокоения маленького ребенка не придумали.
Внимание, совет: используйте бабушкин и прабабушкин опыт. А если его нет – читайте книжки по детскому фольклору, или ходите на занятия для родителей, где специально обучают петь колыбельные, играть в народные игры и потешки.
Не пренебрегайте копилкой народной мудрости. Язык песенок и сказок – это родной язык вашего ребенка. Ему это гораздо более понятно, чем резкие слова «немедленно успокойся».
Опытная мама знает наизусть короткие стишки, прибаутки, истории и знает, когда какая подойдет.
Детям постарше хорошо рассказать сказочку про царевну Несмеяну.
А еще для ребенка старше 2,5 лет хорошо подойдут рассказы о том, как «папа был маленьким» – и тоже плакал; «как мама была маленькой, а бабушка ее успокаивала».
Жанр рассказов о маленьких родителях останется любимым очень долго, вплоть до 10-13 лет, то есть до подросткового возраста.
И еще один совет (он вполне современный, из классических психотерапевтических методик) – расплакавшемуся ребенку нужно в простых словах объяснить, что собственно с ним происходит и почему он плачет. По-научному это называется «интерпретацией поведения и состояния». Нужно назвать чувство ребенка и сказать: «Я понимаю, как ты расстроился, рассердился, устал». Такие слова может быть ненадолго и усиливают плач, но потом ребенок на удивление легко успокаивается. А главное, он со временем начинает лучше понимать самого себя.
Итак, эмоциональные отличия ребенка от взрослого:
Эмоции малыша абсолютно непроизвольны. То есть ребенок абсолютно не является хозяином своих собственных чувств. Он просто не может по своему желанию сменить одну эмоцию на другую. Поэтому говорить ему: «Немедленно успокойся!»- бессмысленно – у него не получится, даже если он станет очень стараться.
Это качество, и те, о которых я буду говорить дальше, сохраняются до 3,5-4 лет. В этом возрасте картина эмоционального мира малыша несколько меняется, так как, выражаясь по-научному, дозревает корковый контроль. То есть волны эмоционального перевозбуждения начинают гаситься изнутри.
Отличие номер два: эмоции малыша очень лабильны, то есть подвижны и быстро сменяют одна другую (помните – непроизвольно). Бывает так, что слезы еще не высохли, а на лице уже сияет улыбка. Эмоции взрослого человека гораздо более неповоротливы. И нам, родителям, надо уметь ставить точку. А то бывает, что мама еще злится, а ребенок уже забыл, что собственно произошло.
Третье: помните, что если ребенок здоров и не переутомлен – основные его эмоции все же положительные. Норма «заплачек» и скандалов – не более одного в день, может быть чуть больше в выходные, когда много впечатлений. Если же ваш малыш плачет и кричит гораздо чаще и продолжается это не неделю и не две – может быть, что действует долговременный стресс, и стоит показать малыша специалисту по детскому развитию.
Эмоции малыша очень сильны и заразительны. И есть большое искушение подключиться к той же «длине волны». Поднять голос до того же уровня громкости. Очень важно научиться «держать эмоциональный удар». Не поддаваться напору эмоций вашего ребенка. Оставаться, как говорят, в «здравом уме и твердой памяти».
Мама, которая хочет помочь ребенку научиться справляться с эмоциями, прежде всего, должна уметь делать это сама. Нужно хорошо знать, как и чем вы можете себя успокоить. Ведь быть целыми днями рядом с малышом, реагировать на все его желания, отслеживать всяческие шалости – это совсем не простая работа. Тут есть от чего устать, расстроиться и даже рассердиться. Не понимают этой простой вещи только те, кто никогда не проводил целый день дома наедине с маленьким ребенком. Но, только спокойная, не озверевшая мама может утихомирить разбуянившегося малыша.
Существуют простые и понятные способы «самоподдержки» для мам. Это та маленькая роскошь, которую вы можете и должны себе позволить. Если не хотите делать это ради себя, делайте ради ребенка – русской женщине часто так проще. Так вот, ради ребенка (и мужа, и себя) вы должны следить за тем, чтобы дом не казался вам клеткой (пусть даже золотой):
Необходимо хотя бы небольшое количество впечатлений, не связанных с малышом. То есть разрешайте себе хотя бы иногда ходить в гости, кино и магазины без ребенка.
Если малыш болеет, обязательно нужно хотя бы на 15-20 минут выходить из квартиры и дышать воздухом – это лучшая профилактика депрессии.
Держите в доме «командирский запас» вкусной еды лично для себя. Это на тот случай, если вы сильно расстроитесь или разнервничаетесь. Лучше съесть вредный бутерброд, чем собственного ребенка.
Подумайте, кому из знакомых вы сможете позвонить в трудный момент, когда кажется, что ребенок совсем неуправляемый и с ситуацией сделать решительно ничего нельзя. В такой момент обязательно нужно услышать спокойный взрослый голос подруги, которая не понаслышке знает, как трудно иногда быть хорошей мамой.
И в заключение хотелось бы сказать, как вести себя тем родителям, которые желают вырастить законченного невротика:
когда ваш ребенок раскапризничается – кричите на него как можно громче и сильнее: «Перестань плакать, немедленно успокойся, если ты не перестанешь, я тебе рот вымою мылом и заклею клейкой лентой».
Не забывайте каждую фразу сопровождать словами: «дрянной мальчишка» или «дурная девчонка»! – это ведь верный способ вырастить человека без амбиций и с низкой самооценкой.
Сердитесь на ребенка как можно дольше, желательно до самого вечера.
Не вздумайте отвлекать и развлекать его, постоянно напоминайте, какой он плохой малыш.
Конечно же, это все шутка. Но в каждой шутке, как говорится, есть доля шутки.
(статья печаталась в журнале «Лиза. Мой ребенок» – июнь 2007г.)